Это надо знать!

21 апреля 2021

Управление Росреестра

Это надо знать!

Документы для внесения сведений в ЕГРН в связи со сносом здания

Многим известно, что при строительстве дома, покупке квартиры или земельного участка, какого-либо сооружения необходимо осуществлять процедуру постановки на государственный кадастровый учет такого объекта, путем внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН).

А вот как поступить, если собираешься сносить, ликвидировать тот или иной объект недвижимости или дом уже снесен, но сведения еще содержатся в ЕГРН – этот вопрос для многих остаётся открытым.

Основаниями для сноса объекта могут быть решение собственника либо в случаях, установленных законом, решение органа местного самоуправления или суда.

4 августа 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который регламентирует порядок сноса объектов капитального строительства, заключающиеся в установлении уведомительного порядка осуществления таких работ.

В целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик подает в орган местного самоуправления по месту нахождения объекта уведомление о планируемом сносе объекта, а после завершения работ по сносу объекта капитального строительства собственник направляет в орган местного самоуправления уведомление о завершении сноса данного объекта.

Для снятия ликвидированного объекта с государственного кадастрового учета и прекращения прав на него необходимо обратиться к кадастровому инженеру для подготовки акта обследования, который будет являться документом, подтверждающим прекращение существования объекта недвижимости.

Акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения объекта капитального строительства, с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости, подтверждает прекращение существования объекта.

Получив данный документ, имея на руках уведомления о планируемом сносе и о завершении сноса, необходимо подать заявление о снятии объекта капитального строительства с государственного кадастрового учета и прекращении прав в МФЦ или посредством официального портала Росреестра. С заявлением вправе обратиться:

- собственник объекта недвижимости;

- собственник земельного участка, на котором были расположены прекративший существование объект недвижимости, права который не зарегистрированы, если собственник (юридическое лицо) недвижимости ликвидирован, или если правоспособность собственника таких объектов недвижимости и правообладателя земельного участка (не являющегося собственником), на котором они были расположены, прекращена в связи со смертью и право на данный земельный участок не перешло по наследству к другим лицам, или если такие объекты недвижимости не имели собственника;

- орган государственной власти или орган местного самоуправления - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на которые не зарегистрированы, если собственник таких объектов недвижимости и земельного участка, на котором они были расположены, ликвидирован (в отношении юридического лица), или если правоспособность собственника таких объектов недвижимости и правообладателя земельного участка, на котором они были расположены, прекращена в связи со смертью и право на данный земельный участок не перешло по наследству к другим лицам (в отношении физического лица), или если такие объекты недвижимости не имели собственника.

В заключении отметим, что процедура снятия объекта с государственного кадастрового учета и прекращения прав на такой объект завершается выпиской из ЕГРН, которая и будет свидетельствовать о снятии объекта недвижимости с государственного учета.

НА ЗАМЕТКУ: Что должен содержать договор об ипотеке?

В договоре об ипотеке должны быть указаны предмет ипотеки, его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой.

Предмет ипотеки определяется в договоре указанием его наименования, места нахождения и достаточным для идентификации этого предмета описанием.

В договоре об ипотеке должны быть указаны право, в силу которого имущество, являющееся предметом ипотеки, принадлежит залогодателю, и наименование органа, зарегистрировавшего это право залогодателя.

Если предметом ипотеки является принадлежащее залогодателю право аренды, арендованное имущество должно быть определено в договоре об ипотеке так же, как если бы оно само являлось предметом ипотеки, и должен быть указан срок аренды.

Оценка предмета ипотеки определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации по соглашению залогодателя с залогодержателем с соблюдением при ипотеке земельного участка требований статьи 67 настоящего Закона об ипотеке и указывается в договоре об ипотеке в денежном выражении.

Обязательство, обеспечиваемое ипотекой, должно быть названо в договоре об ипотеке с указанием его суммы, основания возникновения и срока исполнения. Если сумма обеспечиваемого ипотекой обязательства подлежит определению в будущем, в договоре об ипотеке должны быть указаны порядок и другие необходимые условия ее определения.

Если обеспечиваемое ипотекой обязательство подлежит исполнению по частям, в договоре об ипотеке должны быть указаны сроки (периодичность) соответствующих платежей и их размеры либо условия, позволяющие определить эти размеры.

Если права залогодержателя удостоверяются закладной, на это указывается в договоре об ипотеке, за исключением случаев выдачи закладной при ипотеке в силу закона.

Типичные вопросы, задаваемые гражданами, при обращении

Управлением Росреестра по Республике Алтай проведен анализ вопросов, задаваемых гражданами, в 1 квартале 2021 г.

По результатам проведенной работы составлен перечень типичных вопросов:

  1. Подлежит ли государственной регистрации договор долевого участия в строительстве?

Ответ: Да, в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

  1. Обязательно ли после завершения строительства индивидуального жилого дома направлять в орган местного самоуправления уведомление об окончании строительства?

Ответ: с 19 декабря 2020 года возвратился действовавший ранее порядок оформления индивидуальных жилых домов.

При этом застройщик (правообладатель соответствующего земельного участка) вправе самостоятельно выбирать, в каком порядке оформлять жилой или садовый дом, строительство которого начато или осуществлено (закончено) до или после 04.08.2018, до или после 19.12.2020: в упрощенном порядке в соответствии с частью 12 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» или в уведомительном порядке в соответствии со статьей 51.1 и частями 16 - 21 статьи 55 ГрК РФ, статьей 16 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

  1. Как исправить техническую ошибку, допущенную в регистрационной записи об ипотеке?

Ответ: в соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» исправление технических ошибок в регистрационной записи об ипотеке допускается на основании заявления залогодателя или залогодержателя с уведомлением другой стороны о внесенном исправлении и при условии, что указанное исправление не может причинить ущерб третьим лицам или нарушить их законные интересы.

  1. Какие сведения в обязательном порядке должен содержать договор ипотеки объекта недвижимого имущества?

Ответ: В договоре об ипотеке должны быть указаны предмет ипотеки, его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

  1. При заключении договора ипотеки в условия включены положения о способах и порядке реализации заложенного имущества при обращении взыскания на предмет ипотеки по решению суда. Нужно ли включать аналогичные сведения в закладную?

Ответ: да, это является обязательным (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»

  1. Можно ли по одному договору зарегистрировать права на несколько объектов недвижимости?

Ответ: Законодательство не содержит ограничений относительно того, что на каждый объект недвижимости должен заключаться отдельный договор. Например, в один договор дарения можно включить и дом, и земельный участок, но госпошлина за регистрацию права рассчитывается исходя из количества объектов недвижимости.

В поисках работы: вакансии

на Федеральном портале государственной службы и кадров

За последние десятилетия технологии изменили жизнь людей кардинально. Появились возможности по поиску работы в информационно-коммуникационной сети интернет. Большая часть вакансий сейчас закрывается благодаря онлайн-ресурсам.

Государственная гражданская служба также имеет возможность заявить об имеющихся вакансиях на Федеральном портале государственной службы и кадров https://gossluzhba.gov.ru/.

Посредством Федерального портала государственной службы и кадров https://gossluzhba.gov.ru/ можно получить информацию о проводимых конкурсах на замещение вакантных должностей и о вакансиях по всем регионам и ведомствам нашей страны. На первой странице гражданин сразу может провести выборку вакансий по разделам: новые вакансии, вакансия дня, по ведомствам, по регионам.

Гражданин, изъявивший желание поступить на гражданскую службу должен знать, что государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов.

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, так установлено статьей 21 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» (далее - Указ) определено, что поступить на государственную гражданскую службу можно на конкурсной основе. Указом определяются порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации. Кроме этого Правительством Российской Федерации утверждено Постановление от 31.03.2018 № 397 «Об утверждении единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов»

Конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы (далее - конкурс) обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, а также право государственных гражданских служащих на должностной рост на конкурсной основе.

Выбрав вакансию на сайте https://gossluzhba.gov.ru/ гражданин имеет возможность посмотреть должностной регламент, квалификационные требования, перечень необходимых документов, а также пройти пробное тестирование в качестве подготовки к конкурсным процедурам.

Гражданин имеет возможность направить требуемые документы сразу через Федеральный портал государственной службы и кадров. Перечень документов открывается, когда выбрана какая-либо должность. Сканированные или сфотографированные документы присоединяются к заявлению и направляются гражданином как отклик на вакансию. Гражданин впоследствии очно присутствует только на втором этапе конкурса на замещение вакантной должности.

Для получения справочной информации можно обратиться в отдел государственной службы и кадров Управления Росреестра по Республике Алтай по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. В.И. Чаптынова, д. 20, кабинет № 1. Телефон для справок: 8 (38822) 67565.

«Дачная амнистия 2.0»:

Росреестр предложил упростить оформление прав наследников

на землю по документам старого образца

Росреестр разработал проект федерального закона, предусматривающий новые возможности для граждан в части оформления прав на земельные участки и объекты недвижимого имущества. Предлагаемые правовые механизмы позволят решить проблему переоформления прав по документам старого образца, а также легализовать построенные жилые дома на участках, в отношении которых отсутствуют правоустанавливающие документы.

Законопроект опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. В настоящее время документ проходит процедуру общественного обсуждения.

Все права граждан постоянного пользования

и пожизненного наследуемого владения будут признаны правом собственности

С 2006 года «дачной амнистией» воспользовались более 14 млн заявителей, однако у граждан на руках по-прежнему имеются свидетельства на землю и другие документы старого образца.

В настоящее время вопрос оформления прав наследников на земельные участки, которые были предоставлены предыдущим хозяевам на праве постоянного (бессрочного) пользования, остается одним из нерешённых в законодательстве. Например, если гражданину был предоставлен в постоянное пользование огородный земельный участок, на котором строить нельзя, то несмотря на использование земельного участка на протяжении десятков лет, он не перейдет по наследству ни его детям, ни внукам. Этот участок придется приобретать на общих основаниях у органов публичной власти. Законодательная инициатива Росреестра направлена на решение данного вопроса.

«С одной стороны, причиной того, что «старые» права до сих пор не переоформлены, является сама по себе необходимость «похода» в органы регистрации прав. С другой стороны, дальнейшее развитие земельного законодательства требует завершения земельной реформы 90-х годов. В связи с этим Росреестр предлагает признать права собственности граждан на земельные участки в силу закона. Таким образом, все права граждан постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения в силу закона будут признаваться правом собственности независимо от вида их разрешенного использования», - отметил статс-секретарь - заместитель руководителя ведомства Алексей Бутовецкий.

Законопроект решит проблему легализации построенныххозспособом жилых домов

Вслед за первой волной «дачной амнистии» закон позволит решить многолетнюю проблему, когда люди не в силах легализовать и оформить свое жилье, построенное ещё в советский период. При этом «дачная амнистия 2.0» позволяет подтвердить право собственности даже в случае, если у гражданина нет на руках всех правоустанавливающих документов.

«Многие граждане сегодня лишены возможности оформить право собственности на свои жилые дома, хотя пользуются ими долгие годы, большинство - еще с советских времен. Проблема - в отсутствии необходимых документов как на сами жилые дома, так и на земельные участки под ними и, соответственно, в невозможности оформить одно без другого. Эти дома могут числиться учтенными в старых документах совхозного (колхозного) учета, похозяйственного учета бывших поселковых советов, в учетных документах бывших БТИ. Однако этого сейчас недостаточно для внесудебного и простого оформления прав. Законопроект предлагает комплексное решение вопроса: в упрощенном порядке оформить права на жилые дома, построенные ещё в советский период, и земельные участки под ними в собственность бесплатно», - отметил Алексей Бутовецкий.

Чтобы воспользоваться таким упрощенным порядком, жилой дом должен отвечать нескольким требованиям: должен быть построен до мая 1998 года (период до вступления в силу первого Градостроительного кодекса Российской Федерации), находиться в границах населенного пункта; быть расположенным на государственной или муниципальной земле.

Граждане должны будут подать заявление в орган местного самоуправления о предоставлении участка под существующим домом и приложить любой документ, подтверждающий факт владения домом (документы о выделении земли, об уплате коммунальных услуг, документ о проведении государственного технического учета и (или) технической инвентаризации). Возможны и другие документы, их перечень вправе дополнительно определить региональные власти. Регистрацию права собственности предлагается осуществлять одновременно и на земельный участок, и на сам жилой дом - по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставившего земельный участок.

Предлагается сделать бессрочным действующий до 2026 года

упрощенный порядок регистрации прав на «бытовую недвижимость»

Чтобы создать более комфортные условия для оформления прав граждан на садовые и жилые дома, Росреестр предлагает сделать постоянным действующий до 2026 года упрощенный порядок регистрации прав на жилые и садовые дома.

Это актуально, поскольку введенный с 4 августа 2018 года уведомительный порядок строительства жилых домов предусматривает встречный ответ уполномоченного органа (уведомление о соответствии или несоответствии), что, по сути, гражданами приравнивается к получению разрешения на строительство.

Реализация жилищных прав граждан,

проживающих в многоквартирных домах

Кроме того, законопроект предлагает образовывать земельные участки под многоквартирными домами не только путем подготовки проекта межевания территории, но и на основании схемы расположения на кадастровом плане территории, подготовленной с соблюдением процедуры общественных обсуждений. Это позволит ускорить процесс оформления земли под многоквартирными домами в первую очередь для целей защиты жилищных прав граждан на придомовые территории.

Справочно:

«Дачной амнистией» называют упрощенный порядок оформления прав граждан на земельные участки и отдельные виды зданий и сооружений, в том числе дачные и садовые дома, гаражи и хозяйственные постройки. При таком порядке не требуются разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию. Среди регионов, где «Дачная амнистия» пользуется наибольшей популярностью, Республика Дагестан, Иркутская область, Красноярский край, Волгоградская область и Республика Татарстан. 18 ноября 2020 года Государственная Дума приняла закон о продлении «дачной амнистии» на пять лет – до 1 марта 2026 года.

Жители Республики Алтай успешно оспаривают

кадастровую стоимость своей недвижимости

Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, действующая при Управлении Росреестра по Республике Алтай, подвела итоги работы за 1 квартал 2021 года.

В отчетном периоде Комиссия провела 6 заседаний, рассмотрела 18 заявлений в отношении 18 объектов недвижимости, за аналогичный период 2020 года было рассмотрено 10 заявлений по 10 объектам недвижимости.

По всем рассмотренным заявлениям было принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, определенной в отчете о рыночной стоимости объекта недвижимости.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости в среднем снижена на 76 %.

«В соответствии с действующим законодательством, гражданин, несогласный сразмером кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной врезультате массовой оценки, вправе привлечь независимого оценщика для определения рыночной стоимости объекта ипересмотреть ее в досудебном порядке, обратившись с соответствующим заявлением вКомиссию» - напоминает председатель Комиссии при Управлении Росреестра по Республике Алтай Алексей Филиппов.

В приоритете – улучшение инвестиционного климата

За 2020 год Управление Росреестра по Республике Алтай улучшило ряд показателей Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, перейдя из групп D, C, C в группы В, А, В (в сфере деятельности Росреестра показатели регуляторной среды находятся в группе А): сократилось среднее время регистрации прав собственности, среднее количество процедур при регистрации права собственности, повысилась оценка деятельности органов власти по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Как отмечает руководитель Управления Лариса Вопиловская: «В целях сохранения оптимальных позиций в Рейтинге и улучшения качества и доступности государственных услуг Росреестра, Управлением Росреестра по Республике Алтай продолжается реализация мероприятий, предусмотренных Дорожной картой внедрения в Республике Алтай лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата».

Напомним, Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных управленческих команд по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и рассчитывается на основе опросов предпринимательского сообщества, позволяя выявлять «слабые места» и лучшие практики. Рейтинг включает такие направления оценки, как скорость и легкость административных процедур, наличие и качество инфраструктуры, ресурсов, работу институтов для бизнеса и поддержку малого бизнеса.

Росреестр разъяснил,

как будет работать закон о «гаражной амнистии»

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены» (о «гаражной амнистии»).

Документ, разработанный при участии Росреестра, призван внести ясность в регулирование вопросов оформления прав на объекты гаражного назначения и земельные участки, на которых они расположены. Закон вступит в силу с 1 сентября 2021 года.

Закон позволит урегулировать рынок частных гаражей

Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), на государственный кадастровый учет поставлено более 5,6 млн объектов гаражного назначения (зданий, сооружений, помещений). Из них права зарегистрированы только на 3,5 млн объектов. При этом количество существующих неофициально, то есть неоформленных в установленном порядке объектов гаражного назначения значительно больше. Закон предлагает комплексное решение данного вопроса. Он определяет механизм предоставления гражданам земельных участков, на которых размещены гаражи, возведенные до введения в действие Градостроительного кодекса РФ (до 30 декабря 2004 г.). При этом предусматривается одновременный кадастровый учет и регистрация права собственности на гараж и земельный участок, на котором он расположен.

На какие объекты распространяется закон

«Гаражная амнистия» распространяется на объекты гаражного назначения, возведенные до введения в действие Градостроительного кодекса РФ (30 декабря 2004 года). Речь идет как об объектах капитального строительства, так и о гаражах некапитального типа, которые находятся в гаражно-строительных кооперативах и гаражных товариществах. Сооружения должны быть одноэтажными, без жилых помещений. Земля, на которой расположен гараж, должна быть государственной или муниципальной.

Не попадают под «гаражную амнистию» самовольные постройки и подземные гаражи при многоэтажках и офисных комплексах, а также гаражи, возведенные после вступления в силу Градостроительного кодекса РФ.

Воспользоваться «гаражной амнистией» смогут граждане - владельцы гаражей, возведенных до вступления в силу Градостроительного кодекса РФ; их наследники; граждане, которые приобрели гаражи, возведенные до вступления в силу Градостроительного кодекса РФ, по соглашению у лица, подпадающего под «гаражную амнистию».

Как воспользоваться «гаражной амнистией»

Для того, чтобы воспользоваться «гаражной амнистией», гражданину необходимо обратиться в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления. Туда нужно подать заявление о предоставлении (а при необходимости и образовании) участка под существующим гаражом с приложением любого документа, который подтверждает факт владения гаражом.

Законом устанавливается перечень таких документов. Например, длительное добросовестное использование, ранее полученное решение о распределении гаража, ранее полученные документы технической инвентаризации и другое. Регионы вправе утверждать дополнительные перечни документов, которые позволят приобрести право на землю под гаражом.

Уполномоченный орган в случае принятия положительного решения самостоятельно направляет в Росреестр необходимые документы. При этом одновременно регистрируются права гражданина как на гараж, так и на земельный участок, на котором он расположен.

Дополнительные преимущества для инвалидов

Также законом решается вопрос предоставления права гражданам, в том числе инвалидам, на использование земельных участков для размещения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями. Для этого органы местного самоуправления должны будут утвердить схему размещения таких гаражных объектов. Для инвалидов услуга будет бесплатна.

В законе также предусмотрена норма, наделяющая региональные власти и муниципалитеты полномочиями по обеспечению выполнения кадастровых работ и комплексных кадастровых работ в отношении объектов, попадающих под «гаражную амнистию». Это позволит снизить финансовую нагрузку на население.

Покупка квартиры за счет средств материнского капитала.

Что нужно знать?

Материнский (семейный) капитал - это одна из мер государственной поддержки семей, имеющих ребенка (детей). Его можно использовать, в том числе, для улучшения жилищных условий, в частности, на покупку жилья. Договор купли-продажи жилья с использованием средств материнского капитала должен быть заключен в письменной форме и подписан всеми сторонами. Согласно п. 1, ст. 549, ст. 550 ГК РФ несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность.

Обязательного нотариального удостоверения такого договора закон не предусматривает. Исключение составляют подлежащие нотариальному удостоверению (п. 2 ч. 12 ст. 18, ч. 1 ст. 42, ч. 2 ст. 54) Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ):

  • сделки по отчуждению недвижимости, принадлежащей несовершеннолетнему или признанному ограниченно дееспособным гражданину;
  • сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимость (за исключением, в частности, сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке);
  • сделки по отчуждению недвижимости, если заявление и документы на регистрацию этой сделки или возникающего на ее основании права (ограничения или обременения права) будут представлены в орган регистрации прав по почте.

Учитывая установленные законодательством правила и порядок предоставления материнского капитала, при покупке жилья необходимо принять во внимание некоторые особенности.

На основании ч. 4 ст. 10 Закона № 256-ФЗ жилье, приобретаемое с использованием средств материнского капитала, должно быть оформлено в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги) и детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.

В связи с этим целесообразно сразу приобрести жилье в общую собственность всех вышеуказанных лиц и определить их доли в договоре купли-продажи.

Каких-либо специальных положений по определению размера доли в праве собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием материнского капитала, законодательство не содержит.

При покупке жилья с использованием средств материнского капитала полная оплата цены договора происходит не сразу, а через определенное время. В связи с этим жилье признается находящимся в залоге у продавца для обеспечения исполнения покупателем его обязанности по оплате (залог (ипотека) в силу закона). В соответствии с п. 5 ст. 488 ГК РФ; п. 2 ст. 1, ст. 2 Закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ стороны могут заключить письменное соглашение, регулирующее их отношения применительно к залогу, а также предусмотреть в договоре купли-продажи, что такого залога не возникает, однако для защиты интересов продавца возникновение залога рекомендовано.

Если договор заключается с привлечением заемных средств, то залог регистрируется также в пользу банка (п. 1 ст. 77 Закона № 102-ФЗ).

Пенсионный Фонд России перечисляет денежные средства только в безналичной форме. В связи с этим в договоре купли-продажи необходимо отметить безналичную форму расчета в части материнского капитала и указать реквизиты банковского счета продавца, на который будет осуществлен платеж.

В соответствии с ч. 2 ст. 53.1, ч. 2 ст. 55 Основ законодательства РФ о нотариате в настоящее время, если договор удостоверен нотариально, заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы обязан представить в Росреестр нотариус, при условии, что стороны сделки не возражают против этого. В остальных случаях граждане могут представить документы на регистрацию самостоятельно.

На основании ч. 1, 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация перехода права собственности и ипотеки в силу закона осуществляется на основании заявления и необходимых документов, поступивших в Росреестр.

За государственную регистрацию прав необходимо уплатить госпошлину в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.

Проведенная государственная регистрация удостоверяется выпиской из ЕГРН, а также специальной регистрационной надписью на договоре купли-продажи.

С выплатой продавцу жилого помещения денежных средств в полном объеме залог прекращается. Для погашения регистрационной записи об ипотеке в Росреестр необходимо, в частности, представить совместное заявление залогодателя и залогодержателя (продавца и покупателя жилого помещения), либо только заявление залогодержателя. Регистрационная запись об ипотеке погашается в течение трех рабочих дней. Госпошлина за это не уплачивается.

Законопроект Росреестра о проведении электронных аукционов

по предоставлению земель внесён в Правительство

Росреестр внёс в Правительство РФ проект федерального закона, устанавливающий порядок проведения электронных аукционов по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Законодательные изменения позволят перевести аукционы из бумаги в цифру, сократить затраты на их проведение и в целом оптимизировать процедуру проведения торгов.

Законопроект разработан в соответствии с Общенациональным планом действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост и долгосрочные структурные изменения в экономике. Проект нормативного акта предполагает внесение изменений в Земельный кодекс РФ.

В настоящее время подготовка и организация аукционов по продаже земельного участка и аукционов на право заключения договора аренды земельного участка не проводится в электронной форме. Это приводит к издержкам, которые связаны с риском появления коммерческих сговоров, расходами на оплату стоимости проезда к месту проведения аукциона и т.д.

«Проведение электронных аукционов позволит усовершенствовать процесс проведения торгов: вся информация будет публиковаться онлайн, что обеспечит максимальную скорость её распространения. Оформление заявок, заключение договоров будет обеспечиваться посредством электронной площадки», - сообщил статс-секретарь – заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий.

Согласно законопроекту, организатор должен будет разместить извещение о проведении электронного аукциона на сайте электронной площадки. В ходе аукциона участники подают свои предложения о цене. По результатам аукциона заключается договор в форме электронного документа, который стороны подписывают усиленной квалифицированной электронной подписью. Далее уполномоченный орган направляет в орган регистрации прав документы, необходимые для государственной регистрации права на соответствующий земельный участок.

Утерян договор? Руководство к действию

Договоры купли-продажи, дарения, мены, залога и другие являются правоустанавливающими документами на недвижимое имущество, т.е. на основании этих документов возникают права и обязанности лиц, подписавших договор в отношении конкретного объекта недвижимости. К правоустанавливающим документам, также относятся договоры аренды, приватизации, консенсуальные соглашения, договоры ренты.

Правоустанавливающие документы входят в состав реестровых дел и являются частью Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и составляют сведения ограниченного доступа. Их можно получить из ЕГРН в виде копий.

По общему правилу, предусмотренному ст. 62 и 63 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) получить их может собственник (его представитель), залогодержатель или наследник объекта недвижимости.

Получить такие копии может не только действующий собственник недвижимости, но и предыдущий. Также они предоставляются и правообладателям (как нынешним, так и бывшим), в пользу которых установлены либо были установлены ограничение права, обременение объекта недвижимости. Кроме того, их могут получить и участники сделки, в том числе и в случае, когда в регистрации было отказано. Подробный перечень таких лиц приведен в п. 21 Порядка предоставления сведений из ЕГРН утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 №968 (далее - Порядок).

Чтобы получить такие копии, нужно составить запрос (ч. 15 ст. 62 Закона о регистрации). Если вы будете подавать его лично, то его может заполнить специалист МФЦ. Если запрос будет направляться почтой, то подпись нужно засвидетельствовать нотариально. Это не требуется, если запрос направляет арбитражный или конкурсный управляющий, либо государственные органы и организации (п.п. 39, 43 Порядка).Документы, которые прилагаются к запросу, указаны в п. 43 Порядка.

Копии правоустанавливающих документов предоставляются за плату.

Её размеры утверждены Приказом Росреестра от 13.05.2020 № П/0145 и составляют: копия в бумажном виде - 1 080 руб. для организаций, 340 руб. для граждан; копия в электронном виде - 450 руб. для организаций, 170 руб. для граждан. Готовые копии правоустанавливающих документов из ЕГРН выдаются в течение трех рабочих дней со дня, следующего после того, как орган регистрации прав получит сведения об оплате. Если запрос направлялся почтой и оплата произведена заранее, то срок исчисляется со дня его получения (ч. 9 ст. 62 Закона о регистрации, п.п. 6, 51 Порядка).

Ограничение прав иностранных лиц

на приобретение земельных участков в Российской Федерации

Действующим российским законодательством для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц установлен ряд ограничений на приобретение в собственность земельных участков.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее – ЗК РФ) устанавливает, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (п. 3 ст. 15 ЗК РФ).

Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2011 года № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» утвержден перечень таких приграничных территорий (далее – Перечень).

В Республике Алтай к приграничным территориям, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, отнесены территории Кош-Агачского, Усть-Канского и Усть-Коксинского районов.

Статья 3 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ) устанавливает, что иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно п. 1 ст. 238 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ), если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

В соответствии со статьей 5 Закона № 101-ФЗ, в случае если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований ст. 3 и (или) п.2 ст. 4 Закона № 101-ФЗ, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу Закона № 101-ФЗ, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок.

По указанным выше причинам, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, входящих в утвержденный Перечень, земельные участки сельскохозяйственного назначения, а также земельные доли, принадлежащие на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам, должны быть отчуждены в установленном законом порядке как имущество, которое в силу закона не может принадлежать указанным лицам.

В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в установленные законом сроки, такое имущество по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом.

В связи изложенным, хотелось бы обратить внимание иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на необходимость своевременного отчуждения вышеуказанных земельных участков.

Управление Федеральной службы

государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай

Дата создания: 21-04-2021
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: